Преподобный Прохор Пшинский
Дни почитания святого
28 января
ЖИТИЕ
Преподобный Прохор, подвизавшийся в Нагоричанской и Козьячской пустыни, был явлен миру как светило во время царствования благочестивого византийского императора Романа IV Диогена (XI в.).
Родители святого Прохора Иоанн и Анна были набожными людьми и жили в селе Овчепольского края Скопльской области. Они очень сокрушались из-за того, что не имели детей, и возносили горячие молитвы Богу, щедро подавая милостыню сиротам и церквям. И Господь, видя их молитвы и добрые дела, даровал им утешение и великую радость: Анна в старости родила сына, который при крещении получил имя Прохор.
Когда Прохору исполнилось восемь лет, родители определили его учиться книжной премудрости. Просвещаясь Духом Божиим, Прохор успешно учился и тем очень радовал своих родителей.
Когда Прохор выучился книжной премудрости и достиг совершеннолетия, родители решили женить своего единственного сына, чтобы род их продолжился. Но преподобный не хотел сковывать себя земными оковами, потому что душа его стремилась к небу и сердце его любило Бога больше всех земных красот. Горя пламенем любви к Господу, он желал день и ночь служить Ему умом и сердцем, духом и телом. Прохор он очень любил богослужения и каждый день бывал в церкви. Это была сладчайшая пища его набожной души. Внимая словам Господа: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", Прохор, решил оставить мир, и посвятить всего себя Богу. Выйдя из церкви, где он услышал эти евангельские слова, Прохор раздал всё своё имущество нищим, а сам удалился в пустынное место, вторя пророку Давиду: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс.41:2).
Придя в пустыню Нагоричанскую, что в Жеглиговском крае, Прохор нашёл в ней небольшую пещеру и рядом с ней – маленький источник воды. Здесь он остался и стал подвизаться подвигом дивным и спасительным, имея всегда перед очами души Бога Творца и Спасителя. Пищей ему были растения и трава, да и те он употреблял раз в три дня, непрестанно питая, при этом, свою душу молитвой. Живя таким образом, преподобный провёл в этой пустыне 32 года, и за это время не видел лица человеческого, общаясь только со зверями, которые иногда приходили к нему.
Однажды, по промыслу Божиему, произошло следующее: будущий византийский император Диоген отправился на охоту в лес, где подвизался Прохор. Увидев серну, Диоген погнался за ней. Она же примчалась к пещере преподобного, который её часто кормил. За ней прибежал и Диоген. Увидев косматого старца в разорванной одежде, он перепугался и бросился бежать назад. Святой отшельник, провидев Духом, что Диоген скоро станет царём, стал звать его: "Диоген, вернись! Не бойся! Остановись! Я тоже человек". Услышав эти слова преподобного, Диоген вернулся и со страхом пал в ноги старцу, прося его благословения. Святой благословил его и пророчески сказал: "Диоген! Возвращайся в Царьград, так как Бог хочет возвести тебя на царский престол. А тогда не забудь обо мне. Те одежды, что сейчас на тебе, оставь в особой комнате, и часто приходи смотреть на них, вспоминая и меня, живущего в этой пустыни".
Диоген послушал старца и сразу вернулся в Константинополь. Пророчество святого Прохора исполнилось, и Диоген вскоре стал императором. Он поступил по заповеди отшельника и оставил свои прежние одежды в особой комнате, но скоро забыл про них.
Спустя 30 лет преподобный явился царю во сне и сказал: "Почему, Диоген, забыл ты свои прежние одежды и меня? Постарайся воздвигнуть мне хотя бы малый храм". Пробудившегося от сна императора охватил страх, и он вскочил и пошёл смотреть свои старые одежды; и вспомнил всё, что говорил ему святой старец. Желая исполнить волю преподобного, Диоген поехал в пустыню, где когда-то повстречал святого подвижника. Придя в Жеглиговский край, царь нигде не мог найти старца, потому что Прохор, послушав повеление явившегося ему Ангела, перешёл на гору Козьяк. В новой пустыни преподобный опять поселился в небольшой пещере и подвизался здесь постом и молитвой еще 30 лет, угождая Богу исполнением святых Его заповедей.
Таким богоугодным житием он стяжал великий дар пророчества и чудотворения. Император найдя место подвижнический подвигов Прохора в Нагоричанской пустыни, воздвиг здесь храм. (Ныне это церковь св. Георгия в Старо-Нагоричино близ Куманово в Македонии. Она была почти полностью перестроена в 1313 г. св. королём Стефаном Милутином (после победы над турками). Но он очень сокрушался оттого, что не знал, где почивают мощи св. Прохора. Он усердно молился святому, чтобы тот открыл место своего упокоения. И преподобный Прохор опять явился царю во сне и велел искать свои мощи в Козьячской пустыни. Диоген послал много воинов на поиски мощей преподобного, но они никак не могли их найти, пока кто-то не увидел с вершины горы Козьяк белого орла, который кружил над пещерой, где были останки святого отшельника. Царь и бывшие с ним пришли в эту пещеру и обрели нетленные останки св. Прохора. Диоген, и бывшие с ним пали ниц пред святыней и с великим почтением взяли мощи и с пением перенесли через реку Пчинь и пришли в недавно возведённый Нагоричанский храм, где и положили их. Но на утро они не нашли мощи в храме, а вновь обрели их в пещере старца. После повторного перенесения в храм, мощи вновь вернулись обратно. Так произошло трижды. Тогда Диоген решил перенести останки святого в Константинополь и положил святое тело на мула. Но мул не мог двинуться с места. Император увидел в этом волю преподобного, и приказал воздвигнуть новую церковь на реке Пчинь.
Новопостроенная церковь была освящена в присутствии императора Диогена и при стечении множества народа. Царь взял с собой в Константинополь левую руку святого, оставив все тело в новой обители.
Это и есть нынешний монастырь св. Прохора Пчиньского, в котором мощи подвижника почивают с правой стороны от алтаря и до сих пор источают миро и бесчисленные исцеления.
МОЛИТВЫ
Тропарь преподобному Прохору Пшинскому, глас 1
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Про́хоре:/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою приходя́щих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Кондак преподобному Прохору Пшинскому, глас 4
Ве́лию побе́ду му́жески показа́л еси́,/ отону́дуже Боже́ственною любо́вию разгоре́вся,/ царя́ тле́ннаго и вся кра́сная преоби́дел еси́,/ на горе́ Козья́честей вселе́ние соверши́в,/ от нея́же в Небе́сная/ возше́л еси́ к Царю́ царе́й, Про́хоре,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Ин кондак преподобному Прохору Пшинскому, глас 2
Моля́щим тя тепле́йший засту́пниче/ и прося́щим скоре́йший послу́шателю,/ приими́ моле́ние на́ше/ о́тче Про́хоре,/ и Христа́ умоли́ поми́ловати нас,// Еди́наго Преблага́го и Многоми́лостиваго.